132013Ноя

Автор статьи:
Кондратьева Татьяна Юрьевна
Врач-стоматолог терапевт Высшей категории

Этот вопрос задает доктору каждый пациент, если не первый, то второй — обязательно. И действительно, если понимать механизм возникновения кариеса, то можно уменьшить размер его разрушений.

Начнем с того, что кариес — заболевание инфекционное, т.е. вызывается микробами, которые находятся в зубном налете. В процессе жизнедеятельности этих микроорганизмов выделяется кислота — причина  снижения Ph на поверхности зуба. Для того чтобы нейтрализовать кислоту, из зубов начинают выходить ионы P и Ca, т.е. происходит деминерализация эмали.

Такая эмаль тускнеет, появляется меловидное пятно — начальная стадия кариеса.

И было бы все очень печально, но к счастью, есть процесс обратный — деминерализация-реминерализация, когда фосфор и кальций из слюны начинает возвращаться и встраиваться в пораженную эмаль  и дентин.  На этих двух противоположных процессах и построена вся теория возникновения кариеса: те, у кого преобладает деминерализация над реминерализацией, страдают от кариеса больше и чаще.

Все вы видели в рекламе жевательных резинок некую кривую реминерализации (по автору Стефана), на которой видно насколько быстро протекает этот процесс.  Скорость реминерализации зависит от качества и количества слюны:  чем ее  больше, чем больше она насыщена минералами, чем менее вязкая по своей структуре, тем быстрее она смывает кислоту от бактерий с поверхности зубов и укрепляет их.

Профилактика кариеса

фото лечения кариеса

Кариес зуба

Итак, делаем выводы. Чтобы кариеса было меньше,  нужно уменьшать количество зубного налета на поверхности зубов. Это происходит во время чистки зубов самим пациентом (личная гигиена) —  щетками, флоссами, ершиками, с помощью ультразвуковых щеток и ирригаторов, и во время профессиональной гигиены в клинических условиях. Поскольку налет задерживается в труднодоступных местах (при скученности зубов, в контактных пунктах, где есть шероховатые поверхности от плохо пригнанных пломб, коронок, вследствие чего туда  попадает пища), то опосредованно борются с возникновением  кариеса врачи — стоматологи всех специальностей: ортодонты, ортопеды, терапевты.

В свете написанного становится понятной польза от применения жевательных резинок после еды, противокариесной диеты, в которую входят  продукты, стимулирующие слюноотделение и самоочищение (яблоки, морковь). Поскольку кариес начинается только при контакте зуба с внешней средой, то это дало начало идее герметизации фиссур.

Лечение кариеса на начальных стадиях

Фиссуры — это естественные канавки (бороздки) жевательной поверхности зубов, которые являются естественными анатомическими образованиями и присутствуют на всех зубах и, наиболее подвержены возникновению кариеса. Эта процедура, которую еще часто называют «запечатыванием фиссур» , является самым эффективным средством защиты от кариеса. Научные исследования доказали, что правильно проведенная процедура герметизации на 100% эффективна в защите поверхностей зуба от кариеса, поскольку служит физическим барьером от проникновения микробов в фиссуру зуба, и последующего возможного кариозного разрушения. Зубы, которые запечатывались, в дальнейшем значительно меньше подвержены образованию кариеса, чем те, что никогда не обрабатывались.

Процедура состоит из раскрытия бором фиссуры, и последующего запечатывания специальным герметиком, наподобие пломбировочного материала, и в дальнейшем отверждения  специальной полимеризационнной лампой.

Итак, на жевательных поверхностях зубов есть анатомические складочки и бороздки, отделяющие бугры, которые помогают размалывать пищу. В этих углублениях опять же задерживается налет, который впоследствии может спровоцировать развитие кариеса. Залив фиссуры герметиком, мы на 100% избавляем пациентов от фиссурного кариеса. Исключением является тот случай, когда под герметик  уходят уже пораженные фиссуры. Поэтому рекомендуется делать это сразу после прорезывания зуба.

Если уж вам  не повезло и у вас есть предрасположенность к разрушению зубов, то вы  сами  выступаете кузнецом своего счастья. Повысьте качество гигиены, используйте новые средства для чистки, посещайте гигиениста 2 раза в год, жуйте жевательную резинку после приема пищи в течение 10 минут, полощите рот реминерализирующими эликсирами, и вы увидите, что результат обязательно будет!!

Ни для кого не секрет, что профилактика лучше, чем лечение. Вылечить кариес на начальных стадиях намного проще, чем бороться с осложненными формами.  Не забывайте приходить на осмотр к стоматологу, не ждите осложнений и боли зубов.

Отправьте заявку на бесплатную консультацию прямо сейчас. Не забудьте указать ваши контактные данные и время, удобное для звонка. Решите проблему в один клик, остальное сделаем мы.

Ваш email не будет опубликован *