132013Ноя
фото врач стоматолог Тверь, врач стоматолог терапевт высшей категории, Кондратьева Татьяна Юрьевна

Автор статьи: Кондратьева Татьяна Юрьевна врач-стоматолог терапевт высшей категории

«Болит зуб при накусывании!» Именно с этой фразы пациенты нередко начинают описывать свои жалобы на приеме у стоматолога. Однако, не смотря на то, что жалоба одна, причин ее может быть несколько, и в этой заметке я постараюсь описать основные из них.

Для начала разобьем их на две группы:

Боли, появившиеся до приема у стоматолога;
Боли, появившиеся после проведенного стоматологом лечения (да, да и такое тоже бывает!).

К первой группе можно отнести:

Кариес

Кариозная полость представляет собой углубление в твердых тканях зуба, появившееся в результате их разрушения. Пища или напитки (чаще всего холодные) попадают в полость и вызывают кратковременные (несколько секунд) болевые ощущения. В случае задержки пищи в кариозной полости (особенно сладкой) боль может быть более длительной.

Дефект пломбы

Если часть пломбы (или часть твердых тканей зуба вокруг пломбы) поставленной когда-то ранее откалывается под воздействие жевательной нагрузки, обнажается часть зуба более чувствительная к воздействию пищи.

Хронический верхушечный периодонтит в стадии обострении

Звучит устрашающе…и в реальности он не менее ужасен. Механизм появления боли в данном случае довольно прост. Вокруг верхушки корня, окруженного плотной костной пластинкой активизируется воспалительный процесс. Воспаление же во всех частях нашего организма протекает примерно по одному пути и характеризуется увеличением объема воспаленных тканей (за счет притока крови к пораженной области). И если это происходит, например, при ушибе руки, то мы увидим припухлость, то есть увеличение в объеме. А теперь представим формирование «припухлости» в области верхушки корня в окружении плотной костной пластинки…места для прибывающей жидкости нет, нервные окончания сдавлены, а тут еще вы пытаетесь разжевать вкусный стейк!

Пародонтит

фото болит зуб при накусывании

Одна из причин боли зуба — пародонтит

Штука очень неприятная (как и большинство стоматологических заболеваний). Характеризуется длительным, чаще всего вялотекущим воспалительным процессом всех, окружающих зуб тканей (десны, связочного аппарата, кости, окружающей зуб), приводящим к их атрофии (уменьшению). В результате чего зуб становится подвижным и не выдерживает жевательную нагрузку, о чем сигнализирует вам боль.

Функциональная перегрузка

Каждый наш зуб в зависимости от  выполняемой им функции рассчитан на определенные жевательные нагрузки. Однако если по каким-либо причинам количество зубов уменьшается (удаление, травма и тд), оставшиеся начинают испытывать повышенное жевательное давление (за себя и за утерянные). Такая резмерная нагрузка приводит к расшатыванию зуба и появлению обсуждаемого нами симптома. Решить эту проблему поможет лишь качественное протезирование.

Травмирование десневого сосочка твердой пищей

Причинами этого явления могут быть:

Большие расстояния между зубами (диастемы и тремы). Они могут быть как физиологической природы (особенности анатомического строения), так и патологической (например, «расхождение» зубов при пародонтите);

Плохо восстановленный контактный пункт

Контактным пунктом называется точка или площадка, которой соседние зубы контактируют между собой и через которую происходит распределение жевательного давления. Если кариозная полость была расположена на боковой поверхности зуба и после ее пломбирования, контактный пункт не был качественно восстановлен, то между зубами при жевании будет забиваться пища, травмирующая десневой сосочек. Отсюда боль. Эта причина больше относится ко второй группе, к ней и перейдем.

Ко второй группе относятся:

Неправильно обработанная пломба

Почти всегда современное лечение у стоматолога, проводится под местной анестезией (обезболиванием). В таком состоянии вы не только не чувствуете боль, но и остальные ваши ощущения также могут быть притуплены. И когда врач «пришлифовывает» уже поставленную пломбу к зубам с противоположной челюсти, он может, основываясь на ваших притупленных ощущениях сделать это не в полном объеме. Пломба будет контактировать с зубами противоположной челюсти преждевременно от чего возможно появление боли.

Боли после пломбирования корневого канала

Пожалуй, это единственная причина, чаще всего не являющаяся признаком каких-либо больших неприятностей. После эндодонтического лечения («удаления нерва») считается нормальной возможная болезненность при накусывании на зуб в течение 1.5-2 недель. Происходит это из-за плотной обтурации (пломбирования) системы корневых каналов, наличия микротравмы в области верхушки корня и т.д.

Описанные мной выше причины являются основными, и существует еще большое количество менее распространенных заболеваний и ситуаций в полости рта, способных привести к болям при нагрузке на зуб. В любом случае при появлении этого симптома первое, что необходимо сделать, это связаться с вашим стоматологом, и если консультации по телефону будет недостаточно, то записаться на прием.

Ваш email не будет опубликован *